У родителей Ирвина Роббинса (Irvine Robbins) была
маслобойня "Олимпик" (Olympic Dairy) в городе Такома, штат Калифорния.
Из побочной продукции они изготавливали мороженое. Роббинсы пробовали
поставлять свой товар в продовольственные магазины, но мороженое
расходилось плохо, и тогда они решили открыть свой собственный магазин.
Ирвин начал работать в магазине в 1930 годы,
выполняя сыновний долг перед родителями, кроме того, ему просто
нравилась сама атмосфера кафе-мороженого. "Все покупатели бывали обычно
в веселом настроении, - рассказывал Ирвин. - В обычных магазинах люди
вечно спешат, суетятся и ругаются, а в магазин мороженого покупатели
приходят ради развлечения. Я всегда заканчивал рабочий день в
прекрасном расположении духа". Но не каждый раз
Роббинс бывал всем доволен. Как-то раз, когда ему было 17 лет, он
захотел взять выходной и поехать с друзьями за город. Но отец не
отпустил его. "Старик был строг и суров, - рассказывал Ирвин: - "Вот
что я тебе скажу, сынок, - поучал он. - Ты работаешь, а они гуляют. Но
наступит день, когда ты будешь гулять, а им придется работать". Окончив
школу, Роббинс поступил в Вашингтонский университет на факультет
политологии. По окончании учебы, в военном 1942-м, он ушел в армию. После
войны Роббинсу предстояло решать чем заняться. Он ни в коем случае не
хотел возвращаться домой, в город Такому, где отец обязательно заставил
бы его работать в магазине. И вот Ирвин отправляется на юг, в город
Сан-Хосе, штат Калифорния, и решает открыть там собственный магазин
мороженого. Имея 6000 долларов сбережений, он начал искать место для
магазина в районе залива Сан-Франциско. Но подходящего места никак не
попадалось. Истратив месяц на поиски, Ирвин решил
отдохнуть и провести уик-энд в Лос-Анджелесе. Рано утром в понедельник
он поехал назад, в район залива. Однако, как и многие туристы, он
заблудился при выезде из города. Блуждая, он натолкнулся на вывеску,
гласившую: "Два квартала до "Лесной Лужайки"". Ирвин знал, что "Лесная
Лужайка" - последнее пристанище для сотен знаменитостей. Поскольку у
Роббинса срочных дел не было, он решил остановиться. Но вход на
кладбище открывался только в девять часов. Было еще слишком рано, и
Роббинс решил найти кафе, чтобы выпить чашку кофе. Проезжая по окраине
города, он неожиданно увидел объявление в окне первого этажа: "Сдается
внаем". Рядом - приписка, что за справками надо обращаться в лавку по
соседству. Дождавшись открытия лавки, Роббинс вошел, поговорил с
хозяином и к полудню уже арендовал помещение. Отец
не раз говорил Ирвину, что, имея лишь один магазин, больших денег не
заработаешь. Поэтому Роббинс начал арендовать один магазин за другим. А
тем временем его свояк, Бартон Баскин (Burton Baskin), закончил
воинскую службу и решил, бросив галантерейный бизнес в Чикаго,
перебраться на Золотой Запад. Роббинс уговорил его заняться торговлей
мороженым. Сначала они работали по отдельности, а потом создали
собственную фабрику по производству мороженого и стали поставлять его в
свои магазины. К 1948 году у Роббинса было пять магазинов "Сноубёрд"
(Snowbird), а у Баскина - три магазина "Бартон". Но
при казалось бы успешном бизнесе перед предпринимателями продолжала
стоять задача: как сделать их предприятие доходным. "Мне чертовски
повезло, - шутил Роббинс, - что я никогда не учился бухгалтерии. Тогда
бы я сразу понял, что разорен. А так мне казалось, что все пока идет
нормально". Проблема состояла в том, что магазины
требовали личного присутствия владельцев, их неусыпного внимания, а оба
хозяина восьми магазинов большую часть времени проводили в своей
главной конторе. Они постепенно утрачивали связь с розничной торговлей.
Вскоре Баскину и Роббинсу пришлось понять, что нанятый управляющий
никогда не будет относиться к делу так, как относится хозяин. Именно
тогда их осенила идея: что если продать магазины управляющим? Они с
Бартоном будут поставлять в магазины мороженое, а управляющие, ставшие
владельцами, сами позаботятся о доходе. Так впервые была реализована на
практике система франчайзинга в пищевой отрасли. Баскин и Роббинс
начали продавать права на торговлю своим мороженым по всей стране.
Некоторое время спустя их примеру последовал Рэй Крок, который по
случайному совпадению работал прежде продавцом молочного коктейля в их
фирме. Рэй Крок использовал систему франчайзинга и добился огромного
успеха в империи Макдональдса, расплодив закусочные по всему свету. Баскин
и Роббинс обратили теперь особое внимание на расширение ассортимента
мороженого, в частности на увеличение числа ароматических и вкусовых
добавок. Да, покупателям нравится ванильное, клубничное, шоколадное
мороженое, а как насчет вкуса тыквенного пирога, черничной ватрушки или
дыни? В 1953 году предприниматели обратились в
рекламное агентство Карсона - Робертса. Вот тогда и появился знаменитый
девиз: "31 аромат". Один из специалистов по рекламе как-то спросил, чем
отличаются Баскин и Роббинс от конкурентов. Ответом было число
ароматических добавок. "У нас есть по новому аромату на каждый день
месяца, - сказал Роббинс. - Тридцать один аромат". -
Отлично сказано! - согласились в рекламном агентстве. Они изменили
название фирмы на "Баскин-Роббинс 31", основываясь на успехе названия
фирмы по изготовлению кетчупа "Хайнц 57" (Heinz). Сегодня фирма
мороженого владеет гораздо большим количеством ароматических добавок,
по самым последним данным - более 500. Владельцы изменяют гамму
ароматов каждый месяц. Но всегда готовы к введению новшеств. И это
вполне оправдано: самые лучшие ароматические добавки были предложены
покупателями мороженого. Для приема таких предложений фирма
предоставляет льготы - оплачивает телефонные счета и почтовые расходы
своих клиентов.
|