Google — это игра со словом googol (гугол). Этот термин придуман Милтоном Сироттой,
племянником американского математика Эдварда Каснера, и впервые описан
в книге Каснера и Джеймса Ньюмена Математика и воображение (Mathematics
and the Imagination). Гугол — это число десять в сотой степени, то есть
единица со ста нулями. Использование этого термина отражает цель
компании Google сделать доступным для поиска весь, практически бесконечный, массив информации, размещенный в Интернете.
А что же было до Google? Был Rub.
Как гласит официальная легенда Google, основатели компании — двое аспирантов кафедры информатики Стэнфордского университета Лэрри Пейдж и Сергей Брин
— очень не понравились друг другу при первой встрече в 1995 году.
24-летний выпускник Мичиганского университета Лэрри проводил в
Стэнфорде выходные, а 23-летний Сергей был в числе студентов,
сопровождавших гостя по вузу. Они спорили практически по любому поводу;
столь заметная разница во взглядах, впрочем, и позволила им в конце
концов сформировать единый подход к разрешению одной из самых серьезных
проблем IT-индустрии: поиску нужной информации в огромном массиве данных.
В январе 1996 года Лэрри и Сергей начали совместную разработку поискового сервера BackRub,
получившего свое название за нетривиальное умение анализировать так
называемые "обратные ссылки", указывающие на тот или иной сайт с других
ресурсов Интернета. Лэрри, который всегда увлекался техникой и славился
тем, что собрал действующую модель принтера из деталей конструктора
Lego™, взялся за создание нового вида серверной среды, в которой вместо
дорогих компьютерных систем использовались менее производительные ПК.
Из-за постоянной нехватки денег (обычной проблемы аспирантов) они часто
посещали погрузочные площадки факультета в надежде найти среди недавно
прибывшей техники компьютеры, которые они могли бы одолжить для своей
сети.
Год спустя их уникальный подход к анализу ссылок
приобрел неплохую репутацию среди тех, кто видел его в действии,
популярность BackRub росла. Слухи о принципиально новой технологии поиска распространились по всему университетскому городку.
Поиск покупателя
Всю первую половину 1998 года Лэрри и Сергей продолжали
совершенствовать свою технологию. Преследуя свою цель, которая
впоследствии станет ключевым направлением деятельности Google, они приобрели винчестеры общим объемом 1 терабайт по льготным ценам и создали первый центр данных Google
прямо в комнате Лэрри в общежитии. Тем временем Сергей организовал
офис, и двое молодых людей начали обращаться к потенциальным партнерам,
пытаясь заинтересовать их покупкой лицензии на лучшую из доступных
технологий поиска. Несмотря на то что в то время наблюдался
стремительный рост числа Интернет-компаний, у них не было большого
желания создавать собственную фирму на базе разработанной ими
технологии.
Среди тех, к кому они обращались, был и общий друг — основатель Yahoo
Дэвид Фило. Фило одобрил их перспективную технологию, но посоветовал
Лэрри и Сергею организовать собственную компанию для развития
поискового сервера. "Когда он будет полностью разработан и
масштабирован", — сказал он — "поговорим снова". Впрочем, другие
руководители порталов проявили еще меньшую заинтересованность в Google,
как эта система стала теперь называться. Так, один из них заявил, что
"их порталу вполне хватит 80-процентной эффективности по сравнению с
конкурентами — наших пользователей не особенно интересует поиск".
Поиски инвестора
После безуспешных попыток заинтересовать владельцев самых знаменитых
порталов Лэрри и Сергей решили развивать свое дело самостоятельно. Все,
что им было необходимо, — это небольшая сумма денег для переезда из
общежития и оплаты долгов по кредитным картам, увеличившихся после
приобретения терабайта дисковой памяти. Поэтому они написали свой
бизнес-план, отложили планы на получение ученой степени и продолжали
поиски инвестора. Свой первый визит они нанесли другу одного из
преподавателей университета.
Энди Бехтольшайм, один из основателей Sun Microsystems, всегда отличался дальновидностью. Ему достаточно было поверхностного знакомства с демо-версией Google,
чтобы увидеть огромный потенциал этой поисковой системы. Его
заинтересовал поисковик, но он очень спешил. Брин так описывал встречу
с Бехтольшаймом: "Мы встретились с ним ранним утром около подъезда дома
одного из преподавателей университета в Пало-Альто. Вкратце мы описали
систему. Он куда-то спешил, а потому сказал: "Вместо того чтобы
обсуждать подробности, почему бы мне просто не выписать вам чек?" Чек
на сумму в 100 тыс. долларов США был выписан на имя компании Google Inc.".
Возникла небольшая дилемма. Поскольку компании Google Inc.
с законным статусом еще не существовало, этот чек нельзя было
обналичить. Он несколько недель лежал в ящике письменного стола Лэрри,
пока они с Сергеем готовили документы для регистрации компании и искали
других инвесторов среди родных, друзей и знакомых. В конечном счете им
удалось собрать сумму, необходимую для начальных капиталовложений, — в
общей сложности около 1 миллиона долларов США.
Любимый всеми гараж
В сентябре 1998 г. компания Google Inc. открыла свои двери в Менло-Парке (Калифорния). Двери были с дистанционным управлением, потому что офис для персонала Google
в количестве трех человек располагался в гараже, арендованном у одного
из друзей. Помимо автоматических дверей у офиса гаражного типа был еще
ряд преимуществ, включая мойку, сушилку и джакузи. Там было даже место
для парковки машины первого нанятого сотрудника — Крэйга Силверстейна,
нынешнего директора по технологии Google.
К тому времени сайт Google.com,
тогда еще в бета-версии, обслуживал уже 10000 поисковых запросов в
день. К неожиданно получившему известность веб-сайту с релевантными
результатами поиска проснулся интерес прессы. В таких изданиях, как USA
Today и Le Monde, появились статьи, расхваливавшие Google. В декабре 1998 г. PC Magazine назвал Google в числе 100 лучших веб-сайтов и поисковых серверов мира. Так Google начал свой поход к мировой славе.
Стремитесь к простоте.
Простота — это то, к чему стремимся мы сами. Технологии становятся всё
сложнее, и простота была одной из причин, почему людей притягивал Google.
Излишняя сложность сетевых инструментов, различных устройств и
компьютеров — это проблема, которую необходимо, но очень непросто
решить. Успех придет вместе с простотой. Посмотрите на Apple, на их
работу и на их достижения.
Мы сосредоточены на возможностях, а
не на количестве продуктов. Мы просто не продолжаем работать над тем,
из-за чего жизнь может усложниться. Нам не нужно 20 продуктов с 20
способами работы. Я терялся на нашем сайте, когда старался отследить
абсолютно всё. Лучше иметь небольшое количество продуктов, которые бы
совместно использовали одни функции (Сергей Брин, один с основателей
компании "Google")